Квадратные литры

Владельцу автомобиля УАЗ Патриот необходимо знать некоторые ключевые ньюансы расхода топлива его автомобиля.

Вы стали счастливым обладателем автомобиля УАЗ Патриот с бензиновым двигателем «ЗМЗ-409 Евро-3», заправили полные баки, и поехали кататься. Однако, проехав менее сотни километров, вы обращаете внимание на то, что стрелка указателя уровня топлива уже показывает менее половины бака. Вы нервно прикидываете что при таком «раскладе», расход топлива составляет более 20-ти литров, что здорово омрачает радость нового приобретения. В дополнение к этому, штатный бортовой компьютер «Престиж U12» показывает средний расход 18-20 литров что ещё более убеждает вас в том, что Патриот жрёт «двадцатку». Вы хватаетесь за голову и начинаете думать о том, что нужно было всё-таки брать дизельный. Знакомая ситуация?

На самом деле, всё не так плохо как кажется на первый взгляд. Если вы начнёте чётко записывать, сколько заливаете бензина в машину каждый раз когда заправляетесь, и потом, по прошествии нескольких тысяч км, пересчитаете этот бензин на пробег, получатся гораздо более гуманные цифры 11-13 литров (в зависимости от того где преимущественно ездите: по городу или по шоссе).

Почему для подсчёта расхода топлива нельзя просто 2 раза залить баки по горловину и потом пересчитать? Оба бака не так просто наполнить. У Патриота основной бак – правый. В нём стоит бензонасос. Левый бак дополнительный. Струйный насос постоянно перекачивает бензин из дополнительного бака в основной, следовательно сначала бензин уходит из дополнительного, потом из основного. При наполнении сначала основного бака, по горловину его заполнить нельзя. Как только уровень топлива превысил высоту на которой расположен соединительный канал, топливо начинает потихонечку перетекать в дополнительный бак, заполнить по горловину не получается. При последующем заполнении дополнительного бака, происходит обратный процесс. Значит для заполнения обоих баков по горловину нужно мучиться минут 10-15 пока бензин будет перетекать из бака в бак и по мере перетекания доливать. Один раз чуть насмерть не замучил этим заправщицу.

Почему из дополнительного бака так быстро улетучиваются первые полбака? Когда мы, не заполнив по горловину баки, отъехали от заправки, струйный насос начал перекачивать бензин из дополнительного бака в основной. Значит он до верха заполнил горловину, а она у Патриота довольно-таки большая, минимум литров 5, а то и больше. Обратите внимание, уровень в дополнительном баке падает в первые несколько км после заправки. Причём, если остановиться и подождать минут 15, уровень снова поднимается и становится прежним. Это бензин из горловины основного бака слился обратно в дополнительный.

К картине расхода топлива страху добавляет ещё один фактор. Датчики в баках имеют нелинейное изменение сопротивления по уровню топлива. Дело всё в том, что у УАЗа баки прямые, зависимость количества топлива от его уровня линейная, но датчики изначально разрабатывались под автомобили ВАЗ, у которых баки сверху широкие, а к низу сужаются, значит, при снижении уровня в верхней части бака, бензина из него уходит больше, чем при аналогичном изменении в верхней части бака. Вот УАЗовский прибор и падает быстро в начале бака и останавливается под конец.

А как же маршрутный компьютер? Компьютер «Престиж U12» изначально не откалиброван. Компьютер через К-линию считывает через ЭБУ время открытия форсунок и пересчитывает его в расход топлива. Однако, у разных моделей автомобиля и даже у разных типов впрыска УАЗа, производительность форсунок отличается. Для этого необходимо осуществлять калибровку. Калибровку, по идее, нужно делать по полным бакам, но можно и по расходу на холостом ходу. Расход топлива на холостом ходу у двигателя ЗМЗ-409 Евро-3 составляет 1.4-1.5л/ч. Изначально компьютер «Престиж U12» показывает 2.1-2.2л/ч, этот параметр можно «подогнать под ответ» 1.4-1.5 и тогда расчёт расхода топлива будет правильным, можно предварительно проверить расход подключением уже заранее откалиброванного на аналогичной машине БК. Так же необходимо не забыть откалибровать пробег.

Итак, какой же реальный расход топлива на Патриоте? Лично у меня в городе 12-13.5, по шоссе если ехать по ПДД, то можно уложиться в 10 литров, если быстрее, то до 11.5. Автомобиль в стандартной комплектации, покрышки «Rapid River» размерностью 245/75R16. Передние колёса накачены до давления 2бар, задние 2.5бар. В трансмиссии залито синтетическое масло Castrol TAF-X, в двигателе - Mobil 1.

Что может влиять на расход топлива? Во-первых накачка шин, особенно задних. Обратите внимание на давление в шинах по инструкции и что оно должно быть больше в задних чем в передних. Во-вторых, если у вас в переднем мосту не отключаемые (или не отключенные) хабы, то на расход топлива может существенно влиять качество масла в переднем редукторе. Когда редуктор переднего моста вращается без нагрузки, да ещё и обдувается набегающим потоком воздуха, особенно зимой, то масло в нём не нагревается и не разжижается, что вызывает дополнительные затраты энергии на его перемешивание. Лучше использовать качественное синтетическое масло. В-третьих, для экономии топлива, ездить лучше всего «в натяг» на высоких передачах, но при этом следить за тем, чтобы обороты не падали ниже 1500.

На моём "Патриот" ничего не

На моём "Патриот" ничего не перетекает (только из левого в правый). Странно почему сложно залить оба бака? Периодически это делаю, под крышку.
У меня расход по трассе около 12, по городу страшно мерить. Попался человек, УАЗ которого расходует 9,7 л. в городе ( показания бортового компа, сам видел), это получилось после корректировки прошивки.

Замечательная статья.

Наконец-то решилась загадка сильно нелинейного поведения датчика уровня топлива на Патриоте. Эффект-то был давно мной замечен и даже эмпирически откалибрована "стрелка", но сама причина была тайной, но вот теперь - все понятно.
К статье есть только одно небольшое добавление. Многие маршрутные компьютеры имеют два показателя расчета расхода топлива (в литрах и, соответственно, расхода на 100 км): расход в движении и общий расход, включая прогревы и простои.
Часто можно видеть цифры явно относящиеся к расходу в движении (думаю, что автор для своего "городского цикла" приводит именно эти величины). Тем не менее, в конечном итоге, обладателя автомобиля интересует именно "брутто-расход", то есть, сколько, в нашем случае, "жрет" Патриот. И вот здесь - цифры у всех разные по объективным причинам. А причины простые: дорожная ситуация и климатические условия. И вот эти условия и создают повод для паники.
То есть.
Кто-то ездит на работу и обратно 40 км по МКАД, рано утром и поздно вечером и без пробок. А кто-то (как, например, я) - 7,5 км, которые представляют из себя одну сплошную пробку (как правило). Соответственно, доля простоев (когда машина не едет, а топливо потребляет) у разных владельцев может отличаться на порядок.
То же и с климатической ситуацией. Если летом - "сел и поехал" (а многие так и зимой делают; мороз-не мороз), то зимой на один прогрев до рабочей температуры уходит не менее 5 минут. Если включить печку, то еще больше. Можно легко посчитать, во что выливается (в буквальном смысле) разное время прогрева, особенно, как в моем случае, при движении "короткими перебежками".
В свое время я изготовил простейший калькулятор такого рода эффектов, если его покрутить так и сяк, можно сделать вполне поучительные выводы.